суббота, 25 октября 2014 г.

Проектная деятельность в начальной школе

Выдержки из текста примерной основной образовательной 
программы начального общего образования
                                                                            
 В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих умений учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов). Цель любого проекта - формирование различных ключевых компетенций, под которыми понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Использование метода проекта направлено на формирование универсальных учебных действий. Далее я приведу фрагменты текста программы начального общего образования, которые связаны с проектной деятельностью.
- учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология», участия в разработке и реализации различных проектов (с.23)
- получение первоначального опыта в деятельности школьных экологических центров, лесничеств, экологических патрулей, участие в создании и реализации коллективных природоох ранных проектов (с.23)
- в соответствии с системно - деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно - практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям (с.33)
- в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться (с.36)
- выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.(с.42)
- они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях (с.44)
- проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, моделировать объекты и процессы реального мира (с.47)
- выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы (с.53)
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты (с.56)
- составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации, распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы), планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) (с.63)
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (с.65)
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (с.66)
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт (изделия,
комплексные работы, социальные услуги) (с.75)
- отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла, прогнозировать конечный практический результат( с.76)
- образовательное учреждение самостоятельно в организации образовательного процесса, в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические
и лабораторные занятия, экскурсии и т. д.) (с.82)
- содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т. д.(с. 82)
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (с. 98)
- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (с.99)
- каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (с.101)
- элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.(с.150)

Выводы:  В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности. В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности.

Почему проектной деятельности уделяется такое внимание?

Умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Младший школьный возраст является одним из главных периодов жизни ребенка, так как именно на этом этапе ребенок начинает приобретать основной запас знаний об окружающей действительности для своего дальнейшего развития. Также приобретает основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода жизни зависят  дальнейшие пути развития ребенка. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. Использование проектного метода в образовательной системе оказывает содействие для понимания учащегося для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить, знания о том, как информацию добыть, интерпретировать и создать новую.

Проектные задачи способствуют развитию метапредметных, личностных, образовательных результатов. Метапредметные и образовательные результаты могут быть инструментом оценки. Практика применения проектирования показывает, что проектные задачи достаточно эффективны для достижения личностных и метапредметных, образовательных результатов обучения и могут быть инструментом оценки результатов. Нацеленность проектных задач на создание практически значимого продукта способствует развитию личности, умению учиться (в результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться п. 2.1 с.36)
Учебная ситуация на уроке - это такая особая единица учебного процесса,   в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают своё описание, частично - запоминают. (составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации, распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы), планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм, интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы с.63) Структура учебной ситуации совпадает с структурой работы над проектом. сравнительная таблица.(они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях с.44)  Метапредметные, образовательные результаты могут быть инструментом ежедневной оценки на уроке, в конце четверти, учебного года.  Формирующее оценивание - это оценивание, которое проводится до и начала и во время обучения. Такой вид оценивания используется для того, чтобы оценить потребности ученика, стимулировать самостоятельность и сотрудничество, отслеживать прогресс, проверять и демонстрировать понимание. (основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. такие умственные действия обучения, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельности. личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке п. 8.2. с.177)
Инструменты оценивания:
- проверочные листы
- графический планировщик графический планировщик
- ментальные карты
- ленты времени
- упражнения в сервисе learngapps.org
- линейки роста  оценочные листы
- маршрутные листы четверти маршрутный лист четверти
- карты индивидуальных достижений по формированию УУД на уроках математики, русского языка, литературного чтения и.д.

Комментариев нет:

Отправить комментарий